Многие не очень хотят копаться в документациях или читать длинные статьи, тем более, если ваш агрегат сломался и ему требуется быстрая починка.
Для такого случая я постараюсь описать способы проверки, которыми мы пользуемся для быстрого определения неисправностей. В большинстве случаях это помогает, если нет, то обследование проводится другими способами.
Постараюсь описать коротко и обобщенно. Порядок поиска определяется по необходимости в связи с возникшими причинами. Здесь не рассматриваются причины отсутствия топлива и его качества, наличия масла, качества свечи, умением проводить измерения. Как все любят говорить о «не очевидном» – «И ежу понятно». Это темы других статей. Также не описываются (или описываются частично) способы их устранения. Для этого можете задать вопрос на форуме http://scooter-ns.ucoz.com/forum, где наши специалисты ответят на ваши вопросы.
1. Проверка поступления топлива (формирования смеси).
1.1 Снимаем шланг подачи топлива и шланг, идущий с коллектора двигателя на вакуумных кран. Последний берем в рот и высасываем воздух, имитируя нормальную работу двигателя по созданию компрессии. Если бензин не потек, грешим на фильтр и вакуумный кран. Потек, идем на 1.2. В случаях использования вакуумного бензонасоса, причиной могут быть попадание воздуха в бензонасос либо отсутствие внутренней компрессии двигателя (см. раздел 3.2)
1.2 Вставляем шланг, идущий на вакуумный кран назад в коллектор. Пробуем завести. Бензин на потек, возникли проблемы с формированием компрессии (см. раздел 3), герметичности соединений коллектор-головка двигателя, коллектор-карбюратор, самого коллектора или шланга, либо чрезмерно открыта заслонка.
1.3 Возможна принудительная подача топлива. Для этого на место вакуумного шланга вставляется бензошланг и заливаем бензин напрямую в цилиндр. Если завели – чистим карбюратор и в любом случае фильтр. Примечание: Все эти действия целесообразно проводить с отсоединенным воздушным фильтром. Проблемы возникающие при использовании оного описаны в разделе 5.
2. Проверка искры, ее наличие и сила.
2.1 Отворачиваем свечу, осматриваем на наличие повреждений и засоренности. Для проверки лучше взять проверенную или новую свечу, и прикоснувшись к корпусу двигателя «завести» его. Искры нет – проверить электрику (не входит в описание этой статьи). Искра слабая – либо проблемы в катушке зажигания, либо проверьте сопротивление между корпусом двигателя, нулевым (минусовым) проводом проводки и минусовым проводом аккумулятора. Обычно для 4Т это зеленый провод, 2Т черный или в некоторых случаях розовый (см. электросхему). Измерение проводите цифровым прибором. Сопротивление между измеряемыми объектами должны отсутствовать. Если показания прибора дадут хотя бы 0.5 Ом – устраните эту причину.
2.2 Причиной плохой работы двигателя на больших оборотах, также может являться испорченная свеча. Неполадки проявляются при езде на скоростях 50-60 км/ч. Замените свечу на новую.
3. Проверка компрессии.
3.1 Наличие компрессии не говорит не о чем, а вот ее значение поможет разобраться во многом (см. статья «Компрессия и ее следствия» http://scooter-ns.ucoz.com/publ/kompressija_i_ee_sledstvija/1-1-0-11). Для измерения компрессии необходим компрессометр. Но главной и наиболее частой причиной отсутствия компрессии, являются клапана. Для 4Т компрессия в камере сгорания, а для 2Т, еще и внутренняя компрессия (см. раздел 3.2).
В 4Т двигателе регулировка клапанов производится путем изменения зазора между клапаном и коромыслом клапанного механизма. Причиной возникновения и способы устранения описаны в других статьях, но самая распространенная – новый двигатель...
В 2Т клапанами являются лепестковый клапан и расположен он на двигателе, а не на головке как у 4Т. Работой его управляет внутренняя компрессия (см. раздел 3.2). Если лепестковый клапан поврежден или в него попал мусор мешающий плотно закрываться лепесткам, необходимо проделать работу по устранению этой неисправности (замена, притирка).
3.2 Причиной отсутствия внутренней компрессии (для 2Т) может являться как лепестковый клапан, поршневая, так и герметичность камеры, где расположен каленвал, т.е. прокладки, сальники (у Dio отверстие для подсоединения вакуумного насоса через шланг). Проверить просто. Вставьте свечу. Заткните выхлоп цилиндра. Дуньте в коллектор. Воздух не должен выходить. Причин много – возможно придется половинить двигатель.
4. Коленвал, подшипники, сепаратор.
В большинстве случаях причину можно определить только путем вскрытия. Но и без вскрытия можно что-то определить. Отворачиваем кожух закрывающий крыльчатку охлаждения со стороны генератора. Свеча завернута. Поступательными движениями, по кругу шатаем коленвал. Если будут ощущаться биения, значит, проблемы в подшипниках и вскрывать придется. Не забываем о конструктивных особенностях двигателей. У некоторых на осях коленвала стоят обгонные муфты, работающие в тандеме со стартерами, вот они могут создавать иллюзию неисправности. Таковые есть у 140QMB, 152QMI, 157QMJ двигателей и у мопедов со стороны генератора. Следствием разрушения подшипников, является не правильная работа системы зажигания двигателя, чрезмерный износ и выход из строя целых узлов двигателя.
5. Воздухофильтр, глушитель.
Причинами плохой работы двигателя могут быть засоренность воздухофильтра или глушителя.
5.1 Воздухофильтр должен быть чистым на всем пути прохождения воздуха, начиная с воздухозабора, у некоторых стоит сетка, затем бумажный фильтр или губка, и соединительный патрубок, идущий на карбюратор. Губка должна быть промыта, продута, и самое главное пропитана специальным липким маслом. Использование других масел влечет потерю мощности, даже при правильной пропитке, до 20%. Сама губка предназначена для улавливания крупных частиц, а пропитка мелкого абразива и даже пыльцы растений.
5.2 Глушитель должен пропускать отработанные газы как можно беспрепятственно. Проверить его можно, хотя бы примитивно, дунув в него. При возникновении чрезмерного нагара, возможность прохождения газов уменьшается, и камера сгорания не полностью высвобождается от отработанных газов. Также плохому прохождению могут мешать плохо выполненные сварные соединения и изначально выполненные производителем ограничители.
Автор: Турусов А.А. Scooter-ns
Данная статья еще будет дорабатываться. Комментарии с замечаниями и дополнениями прошу оставлять ниже или на сайте источнике.
|